Достопримечательности, путешествия по Уралу >

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ Ф.М. РЕШЕТНИКОВА

1 октября 1991 года в Екатеринбурге в двухэтажном старинном особнячке по ул. Пролетарской (бывшей Офицерской), 6 открылся литературно-мемориальный дом-музей Ф.М. Решетникова.

Музей Ф.М. Решетникова. Литературный квартал, Екатеринбург

Историю открытия, связанную с рождением в этом доме уральского писателя Решетникова, сейчас можно отнести к литературным мифам. Но мы не будем спорить ни с версией доктора филологических наук И.А. Дергачева, автора многочисленных трудов по жизни и творчеству Д.Н. Мамина-Сибиряка и Ф.М. Решетникова, о рождении в этом доме, якобы принадлежавшем почтовому ведомству, будущего писателя, сына почтальона; ни с Софьей Подгорбунской — автором документально-краеведческого расследования «История одного знаменитого дома», доказывающей обратное. А просто вспомним, с чего же все начиналось.

Уникальный дом мог просто погибнуть, когда в конце 70-х годов прошлого века в районе улиц Толмачева — Пролетарской шел активный снос старых построек. Но некоторые из них имели историко-литературное значение. Администрация музея поставила вопрос о сохранении дома на Пролетарской, 6, который имеет очень интересную историю. А началась она 5 мая 1839 года, когда купец третьей гильдии Федор Карнаухов обращается в Городскую думу Екатеринбурга с прошением, чтобы на принадлежащем ему месте в Конюшенной улице построить каменный большой дом взамен ветхого деревянного. В течение 1840-41 годов дом был построен.

Последней владелицей дома была Наталья Ивановна Калиновская, жена местного почтмейстера, которая сда­вала комнаты дома сослуживцам мужа — работникам почты, почтальонам. Квартировали здесь и офицеры гарнизона, и другие граждане.

Копии документов, подтверждающих эти факты, и копия плана застройки данной части города Екатеринбурга за подписью архитектора Малахова, были предоставлены нам В.К. Некрасовым, реставратором ОМПУ и знатоком истории старого города. И вернее всего было бы считать именно этот факт основанием для открытия музея Ф.М. Решетникова.

Почтовое подворье — второе название нашего музея, известное горожанам. Да и уголок этот в Екатеринбурге — знаковый, почтовый: рядом по ул. Первомайской стоит дом с мемориальной доской, свидетельствующей о том, что раньше здесь находилась почтовая станция, где останавливались декабристы по дороге в ссылку, в Сибирь. А на Пушкинской, 19 находилась казенная квартира местного почтмейстера и размещалась почтовая контора первого класса.

Название улицы Конюшенная — тоже говорящее: казенный конюшенный двор выходил на Пролетарскую и Первомайскую улицы. Не случайно и здание Главпочтамта выросло именно здесь, рядом с Почтовым переулком.

В 1916 году по адресу, где располагается дом-музей Решетникова, в списке квартирохозяев числился Е.Н. Калиновский, о судьбе которого ничего не известно. В годы советской власти дом был национализирован. Коммунальные квартиры просуществовали в нем до создания музея.

Благодаря всем вышеперечисленным фактам и домыслам, родилась идея открыть на Пролетарской, 6 музей писателя Решетникова, который был сыном почтальона, и воссоздать уголок старого почтового быта. Эту идею поддержали литературная общественность и писательская организация города. Дом по ул. Пролетарской, 6 был передан в ведение Музея писателей Урала.

В 1980 году было принято решение о создании в Свердловске музея Ф.М. Решетникова, .а дом был поставлен на учет как памятник культуры. В 1983 году жильцы из дома были отселены.

Комната почтальона, музей Решетникова. ЕкатеринбургС учетом изучения, исторических документов был разработан проект реставрации дома и надворных построек. Поначалу хотели сделать точную копию дома, но музейные работники настаивали на том, чтобы дом был отреставрирован. Специалисты архитектурного института, которые были привлечены к реставрационным работам, определили, что дом еще очень крепкий и переживет любой новодел. Реставраторы проделали огромную работу по восстановлению дома: были убраны ненужные перегородки, перекрыта крыша, проведены все коммуникации. По остаткам надворных построек был сделан проект их восстановления. Шесть лет велись реставрационные работы за счет средств Свердловского Горисполкома, но отстроенный и отреставрированный дом — еще не музей. Его необходимо наполнить жизнью, оживить.

К 1989 году реставрационные работы заканчиваются, и дом передается для оформления экспозиций. Для этого нужно собрать необходимые материалы: фотографии, документы, рукописи, издания книг. Кое-что нашлось в наших фондах: например, единственная известная прижизненная фотография Решетникова, а также иллюстрация художников Ростовцевых к самой знаменитой повести Решетникова «Подлиповцы».

В мемориальной же комнате — комнате почтальона — необходимо было воссоздать быт семьи почтового служащего.

На объявление в газете: «Музей писателей Урала приобретет для создаваемого музея Ф.М. Решетникова прижизненные и дореволюционные издания его произведений, предметы быта середины XIX века, детали одежды почтальонов, почтовые ящики, вывески, колокольчики, баулы для пересылки корреспонденции и мелких почтовых грузов, старинные конверты, открытки и т. д.» откликнулись многие горожане и жители области. Например, шкаф (верх — для посуды, низ — комод) и стулья привезены из Сысерти; а стол стоял в одном из екатеринбургских домов.

Монтажом музейной экспозиции занималась творческая бригада из Ленинграда под руководством опытного художника-музейщика М.Л. Горелика. Им были предложены оригинальные эскизы оформления внутренних помещений, предусматривающие соединение бытового ряда и литературного раздела.

Создание принципиально нового музея с большой литературной экспозицией и мемориальной частью стало делом многих людей: музейщиков, краеведов, реставраторов, старожилов города.

Авторами концепции нового музея были И.И. Степанова, заместитель директора ОМПУ, и заведующая домом-музеем Ф.М. Решетникова И.Ю. Кирносова. Неоценимый вклад в создание музея и целого комплекса «Литературный квартал» внесла Л.А. Худякова, человек поистине государственного масштаба. В 1993 году за создание Дома-музея Решетникова авторский коллектив во главе с Л.А Худяковой был награжден премией О.Е. Клера.

Литературная часть экспозиции посвящена жизни и творчеству Ф.М. Решетникова (1841-1871 гг.). Рукопись и письма дополняются воспоминаниями и отзывами сов­ременников; зарисовки из городской жизни, из жизни почтовых служащих, ямщиков, дополнены видами Екатеринбурга, Перми, Санкт-Петербурга. Представлена история прижизненной публикации Ф.М. Решетникова в периодике тех лет, отдельные издания, собрания сочинений, фотографии писателей-современников: Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского и других.

Большой интерес представляет мемориальная часть экспозиции. Она имеет этнографический характер, знакомит посетителей с особенностями почтовой службы XIX века, а также с традициями и обычаями русского народа. Ямщицкая, конюшня, каретный сарай, предметы дорожного быта, почтовые повозки, хозяйственная утварь — все это воссоздает атмосферу уральского почтового двора XIX века.

Литературная и мемориально-этнографическая части музея имеют логическую связь: родился писатель в семье почтальона, воспитывался дядей — почтовым служащим, а многие герои произведений Решетникова — почтари и ямщики.

Уникальностью музея является и то, что он — второй в России музей, восстанавливающий быт почтового двора, наряду с Домиком станционного смотрителя, который находится в Выре под Петербургом.

В 1998 году при музее Ф.М. Решетникова совместно с архитектурной академией, ассоциацией «Кузнецы Урала» и ОМПУ была открыта кузница. Создание такого музейно-учебного комплекса помогает возрождению одного из старинных ремесел — ручной художественной ковки. Сейчас музейная кузница — одна из немногих действующих на территории Екатеринбурга. Ежегодно на почтовом подворье проводятся фестивали кузнецов Урала, а в День города — кузнечные слободы. На подворье действует постоянная выставка изделий кузнечного ремесла. В кузнице в течение года проходят показательные выступления кузнецов. В 2005 году в архитектурной академии состоялся первый выпуск кузнецов-дизайнеров, которые практические навыки приобрели в нашей кузнице. Руководитель музейно-учебного комплекса— Б.Н. Казаринов, президент ассоциации «Кузнецы Урала», профессор УралГАХА, академик Российской кузнечной академии им. А.И. Зимина.

Итак, с созданием кузницы музей получил свое логическое завершение. Ведь без работы кузнецов не обходился ни один почтовый двор: лошадь-то нужно подковывать каждые 40 дней!

Сейчас музей — один из самых популярных культурных центров Екатеринбурга. Он ежегодно принимает

тысячи посетителей, в том числе и иностранных туристов. Музей сотрудничает со многими туристическими фирмами не только Свердловской области, но и всего Уральского региона.

Помимо традиционных мероприятий, таких как экскурсии, праздники, лекции, литературные вечера, в музее проходят выставки частных коллекционеров. Горожане до сих пор помнят выставки старинных самоваров и утюгов, организованные сотрудниками музея.

Сейчас мы можем говорить о целом цикле выставок на почтовую тему: к 60-тилетию Великой Отечественной войны в музее проводилась выставка писем с фронта «Живые строки времени», где были представлены подлинные письма военных лет в виде фронтовых треугольников, ромбов, почтовых карточек со штампами полевых почт. Строки этих писем полны боли и скорби, патриотизма и радости побед.

Замечательной получилась и выставка "О чем говорит старинная открытка" с видами старого города, с циклом марок, отражающих историю почты, от рукописи до Интернета, с изображением старых, но милых сюжетов периода строительства социализма. Время не останавливается в настоящем, кружится в потоке картинных зарисовок, а сейчас оно кружится в вальсе цветов — так свое продолжение получила выставка старинных открыток, названная строчкой уральского поэта Алексея Решетова «Летним днем красный мак горит огнем». Эта выставка-настроение с поэтическими иллюстрациями уральского гения открылась в День защиты детей.

И, наконец, выставка фотографий с изображением почтовых ящиков приурочена к 60-тилетию ОМПУ и 15-тилетию музея Ф.М. Решетникова. Прошедшая с большим участием прессы, она принесла музею большую известность. А мы, музейщики, впервые ощутили себя в роли «кинозвезд».

Эта выставка вызвала такой резонанс в СМИ благодаря нашему новому партнеру — ФГУП «Почта России». Совместно с «Почтой России» музей проводит конкурс на лучший почтовый сюжет и урок письма. А в будущем мы надеемся показать в музее фотографии на почтовую тему, которые станут победителями конкурса, объявленного ФГУП «Почта России».

В последнее время в музее пользуются спросом урок-игра «Из истории эпистолярного жанра», урок-экскурсия по выставке «Почтовые ящики. Прошлое и настоящее», урок-викторина «От фельдъегеря до Интернета», урок-трилогия «Жизнь почтовая. Жизнь бурлацкая. Жизнь ямщицкая» (по произведениям Решетникова «Макся», «Подлиповцы», «Очерки обозной жизни»), урок кузнечного мастерства (с показательной ковкой в кузнице), театрализованный урок «Пути-дороги Максима Максимова» (по рассказу Решетникова «Макся»).

Театрализованный урок, разработанный научным сотрудником Т.Я. Каменецкой, позволил несколько под другим углом взглянуть и на творчество самого Решетникова. Фотографическое изображение жизни «маленького человека», который забыт и «забит» до атрофии чувств, абсурдность самой действительности, сочный язык решетниковских героев уральской глубинки, образ «черного человека» авторской души — все это дает большую возможность сотрудничества музея с театром. Не случайно специалист городского управления культуры Л.В. Петрова назвала Решетникова «Колядой XIX века». Мы надеемся, что «Коляда-театр» и наш музей найдут разнообразные формы для сотрудничества.

Ну и наконец хочется рассказать еще об одном оригинальном мероприятии на территории нашего музея — о летнем театре подворья, который будет работает во время городского затишья театрального сезона. Идея летнего театра принадлежит В.П. Плотникову, директору ОМПУ. Это будет поистине веселое и радостное зрелище! Весь Екатеринбург окажется в гостях у станционного смотрителя, в атмосфере старого провинциального города. Но... не будем торопить эту встречу! Всему свое время.

Вот уже несколько лет в музее проходят свадебные фотосессии. Все больше и больше появляется желающих запечатлеть себя во время одного из самых замечательных дней в жизни — бракосочетания — в старинных интерье­рах музея, в уютной комнате почтальона, под старинными часами, которые служат символом новой жизни молодой пары: ей предстоит пройти вместе длинный путь.

«Дороги, которые мы выбираем» — под таким девизом проходят многие мероприятия на нашем почтовом подворье.

Территория подворья пронизана особой энергетикой. И очищающий колокольный звон, заполняющий весь Литературный квартал, и горящие купола Храма-на-Крови, и удары молота по звонкой наковальне, и запах свежего сена в конюшне, и скрип колес старинного тарантаса, и стук колодезной цепи, и птичий щебет — все это наполняет пространство подворья особой звучностью, особой притягательной прелестью, особой аурой.

И каждый гость, попавший в особое музейное измерение, чувствует в душе долгожданную гармонию, ощущает себя частицей чего-то истинного, бывшего когда-то целостным, неделимым, и наполняет свое существование новым смыслом и радостью.

Каждый посетитель находит у нас что-то свое, незабываемое, открывает для себя давно утраченный мир прошлого.

Неумолимой тройкой несется в будущее Русь и наша жизнь. Мелькают полосатые верстовые столбы на дороге жизни. Но не спешите! Ведь каждому путнику необходимо делать остановки. Остановитесь и у нас, у наших верстовых столбов — символов почтового подворья и символов музея Решетникова, загляните к нам на огонек, отдохните — и снова в путь!

Лариса КАТАЕВА
"Уральский музей", № 7-8, июль-август 2008 г.